Организационные ценности — это компетенции или верования, относящиеся к желаемым конечным состояниям или поведению, которые руководят выбором сотрудника при принятии решения или оценке поведения или события, при этом они выходят за рамки конкретных ситуаций. Шамон Шварц
ТКК

Культура

от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности;

Мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения.

Мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентирами, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности.

Мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, аккумулированных и селектированных социальным опытом на основании критериев их приемлемости по социальной цене и последствиями, их допустимости с точки зрения поддержания уровня социально консолидированности сообществ и воплощенных в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий социализации личности и воспроизводства сообществ как устойчивых функциональных целостей, опредмеченных в специфических чертах технологий и продуктов любой социально значимой и целенаправленной активности людей;

Мир символических обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идеи и т.п.

Мир творческих новаций — способов и результатов познания, интеллектуальных и образных рефлексий бытия и его практического преобразования с целью расширения объемов производства, распределния и потребления социальных благ.

 

Культура является продуктом совместной жизедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познават., символич., оценочных), реализуемых в формах человеческой деятельности.

Вместе с тем Культура не является механической суммой всех активов жизнедеятельности людей. Культура — прежде всего свод «правил игры» коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериаев по осуществлению тех или других социально значимых практич. и интеллектуальных действий.

В отличие от биол. свойств и потребностей человека нормы Культуры не наследуются генитически, а усваиваются только методом научения, и поэтому вопрос об уровне Культуры в обществе сводится к проблеме эффективности такого рода «научения» (т.е. механизмов социализации и инкультурации личности).  

 

К числу важнейших функциональных особенностей Культуры, как системы следует отнести и такие ее свойства, как способность к самообновлению, постоянному порожде­нию новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям бытия (прежде всего историческим), порожден­ным творч. инициативой отд. личностей или логикой развития технологий в той или иной специализир. сфере деятельности: постоянную селекцию и отбор форм К., ока­завшихся наиболее эффективными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своей со­циальной цене и последствиям, способствующим повы­шению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества и потому обретающим статус общепри­нятых норм по осуществлению соответствующих функ­ций, включаемых в систему ценностных установок и со­циального опыта данного сооб-ва и транслируемых следу­ющим поколениям в качестве традиций К.: способности к саморазвитию, т.е. усложнению структурно-функцио­нальных и организационных параметров всей системы К., углублению специализированности ее отдельных элементов и уровня их взаимосвязи и взаимодействия, повышению универсальности и интенсивности функционирования как системы в целом, так и ее отд. наиболее важных подсистем, что в конечном счете ведет к общему повышению сложности социальной организации и форм жизнедеятельности данного сооб-ва и называется истор. прогрессом. Разумеется, перечисленные свойства систем К. заложены в них потенциально и реализуются далеко не всегда, а лишь при благоприятном сочетании опр. условий. 

Хотя Культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практич. творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к Культуре одновременно в нескольких ипостасях:

  • как «продукт» Культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультизации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим социальным окружением, получая повседневную информацию обыденного и специального характера и т.п., что прямо или опосредованно работает на формирование личности.
  • как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им Культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе. 
  • как «производитель» Культуры, творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретацию воспроизводящей или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицированно как акт творчества.

И наконец, еще одно важнейщее свойство Культуры — это ее функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального (в группе) Я, маркирования себя самобытными формами своей  Культуры, различения «своих» и «чужих» по признакам Культуры.

Литература: Моль А. Социодинамика культуры; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры; Каган М.С. Человеческая деятельности. Опыт системного анализа; Каган М.С. Философия культуры; Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию; Флиер А.Я. Культурогенез; Флиер А.Я. Культура: теории и проблемы; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергия социал. прогресса).


Теги: культура



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии:
Оставить комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.