Вино старится — в этом его будущее,
Культура бродит – в этом ее молодость. Осип Мандельштам |
||
hr, HR-вызовы, HR-услуги, SHRM, VUCA, Антикризисные коммуникации, Денисон, Консалтинг, Корпоративная философия, Коучинг, Кризис-менеджмент, Посттренинг, Тренинг, Установка, Шейн, бизнес, видение, деловая игра, жизненный цикл организации, исследования, корпоративная культура, корпоративная религия, корпоративный университет, культура, лидерство, миссия, обучение, организационная культура, рекрутинг, скорость, тенденции, управление изменениями, установки, хедхантинг, ценности, человек
|
||
Культура —
от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; Мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентирами, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности. Мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, аккумулированных и селектированных социальным опытом на основании критериев их приемлемости по социальной цене и последствиями, их допустимости с точки зрения поддержания уровня социально консолидированности сообществ и воплощенных в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий социализации личности и воспроизводства сообществ как устойчивых функциональных целостей, опредмеченных в специфических чертах технологий и продуктов любой социально значимой и целенаправленной активности людей; Мир символических обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идеи и т.п. Мир творческих новаций — способов и результатов познания, интеллектуальных и образных рефлексий бытия и его практического преобразования с целью расширения объемов производства, распределния и потребления социальных благ.
Культура является продуктом совместной жизедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познават., символич., оценочных), реализуемых в формах человеческой деятельности. Вместе с тем Культура не является механической суммой всех активов жизнедеятельности людей. Культура — прежде всего свод «правил игры» коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериаев по осуществлению тех или других социально значимых практич. и интеллектуальных действий. В отличие от биол. свойств и потребностей человека нормы Культуры не наследуются генитически, а усваиваются только методом научения, и поэтому вопрос об уровне Культуры в обществе сводится к проблеме эффективности такого рода «научения» (т.е. механизмов социализации и инкультурации личности).
К числу важнейших функциональных особенностей Культуры, как системы следует отнести и такие ее свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям бытия (прежде всего историческим), порожденным творч. инициативой отд. личностей или логикой развития технологий в той или иной специализир. сфере деятельности: постоянную селекцию и отбор форм К., оказавшихся наиболее эффективными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества и потому обретающим статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаемых в систему ценностных установок и социального опыта данного сооб-ва и транслируемых следующим поколениям в качестве традиций К.: способности к саморазвитию, т.е. усложнению структурно-функциональных и организационных параметров всей системы К., углублению специализированности ее отдельных элементов и уровня их взаимосвязи и взаимодействия, повышению универсальности и интенсивности функционирования как системы в целом, так и ее отд. наиболее важных подсистем, что в конечном счете ведет к общему повышению сложности социальной организации и форм жизнедеятельности данного сооб-ва и называется истор. прогрессом. Разумеется, перечисленные свойства систем К. заложены в них потенциально и реализуются далеко не всегда, а лишь при благоприятном сочетании опр. условий. Хотя Культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практич. творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к Культуре одновременно в нескольких ипостасях:
И наконец, еще одно важнейщее свойство Культуры — это ее функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального (в группе) Я, маркирования себя самобытными формами своей Культуры, различения «своих» и «чужих» по признакам Культуры. Литература: Моль А. Социодинамика культуры; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры; Каган М.С. Человеческая деятельности. Опыт системного анализа; Каган М.С. Философия культуры; Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию; Флиер А.Я. Культурогенез; Флиер А.Я. Культура: теории и проблемы; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергия социал. прогресса).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии:
Оставить комментарий ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |
||
© Территория корпоративной культуры, 2017—2022
|