Компании должны уметь рассказать о себе: о своей внутренней жизни и своем внешнем облике, потому что самих товаров уже не достаточно.
Йеспер Кунде
|
|||||||||||||||||||
![]() |
hr, HR-вызовы, HR-услуги, SHRM, VUCA, Антикризисные коммуникации, Денисон, Консалтинг, Корпоративная философия, Коучинг, Кризис-менеджмент, Посттренинг, Тренинг, Установка, Шейн, бизнес, видение, деловая игра, жизненный цикл организации, исследования, корпоративная культура, корпоративная религия, корпоративный университет, культура, лидерство, миссия, обучение, организационная культура, рекрутинг, скорость, тенденции, управление изменениями, установки, хедхантинг, ценности, человек
|
||||||||||||||||||
Управление проектами в современных условиях: корпоративный и государственные уровни |
таблица 1 | Подход к управлению персоналом | |
Критерии сравнения |
Бюрократический (традиционный) |
Рыночный (проектный) |
Трудовая мобильность | Перемещения персонала согласно выполнению определенных правил и процедур | Контрактная система (прием-увольнение), мобильность в соответствии с результатами труда |
Организация труда | Традиционная организация с разделением труда и интеграцией посредством иерархии | Проектная организация, система индивидуальных заданий |
Систама вознаграждения | Вознаграждение в соответствии с должностными обязанностями | Вознаграждение по результатам труда согласно договору |
Участие работников в управлении | Формальные процедуры: собрания, совещания, коллегиальные решения | Отстаивание своих позиций при заключении контрактов, возможные изменения контрактов |
Современная реальность управления персоналом существенно расширила круг лиц, по отношению к которым используется рыночный подход. Очень многие программисты, консультанты, аудиторы, юристы и научные работники работают по проектам. Большое количество проектов осуществляется различными некоммерческими фондами. По отношению ко всем лицам, задействованным в данных случаях, используется рыночный подход. Когда предприниматель без образования юридического лица заключает договор с человеком о выполнении определенных работ, он тоже часто использует рыночный подход. Все больше людей в процессе своей социально-экономической активности полагаются на институт рынка, а не организации.
Новые тенденции вскрыли ряд весьма примечательных фактов, которые дают возможность по-новому оценить роль государства в качестве субъекта социально-экономической деятельности. В особенности эти факты становятся очевидными при сравнении МНК с национальными государствами.
Воплощая идеалы классического рационализма, само по себе государство, как это ни парадоксально, устроено не слишком рационально для эффективного осуществления экономических начинаний. Его юрисдикцией является определенная территория. На ней функционируют принципиально различные индивиды и их сообщества. Государство не может «отбирать себе граждан» подобно тому, как корпорация отбирает себе работников. Попытки такого отбора имели место при тоталитарных режимах, и до сих пор служат воплощением самых темных страниц истории человечества. Из Советского Союза изгоняли неугодных писателей, мыслителей и ученых, как будто увольняя нерадивых работников из гигантской корпорации.
Подобным пороком страдает весь институт организации. Он создан для достижения цели. Если это одна и вполне достижимая цель, организация превращается в проект. Она заканчивает свое существование с достижением цели. Постиндустриальная эпоха, вытолкнув миллионы людей в сферу работы по проектам, обнажила подлинную рациональную сущность организации как института. Однако традиционные организации — корпорации и государства — должны были не только достигать цели, но и порождать их. Они становились не «менеджерами проекта», а «менеджерами процесса». Традиционное государство с его вечной и устойчивой бюрократией всегда связывает свое существование не с реализацией проектов, а постоянным регулированием социально-экономических процессов. А с этой функцией всегда лучше справляется рынок как альтернативная институциональная форма.
Поэтому, будучи в целом рациональным экономическим субъектом, государство имеет в распоряжении нерациональные инструменты. Оно вынуждено не реализовывать проекты, а заниматься в основном урегулированием взаимоотношений между сообществами, живущими на его территории. Собственно примерно так рассуждал Р. Коуз, когда ставил вопрос о границах фирмы. Имея перед глазами пример Советского Союза, созданного по принципу единой корпорации, он задумался над различием между крупной компанией и страной. Почему фирма не может быть размером со страну? И ответил на него, апеллируя к множеству трансакций, которые обязано регулировать государство, фактически, забывая свою цель как экономического агента (4).
МНК имеют принципиальное преимущество перед государством. Они обладают рационально, искусственно созданными ресурсами для достижения своих целей. Именно поэтому в рамках постиндустриального общества МНК становятся столь значимым воплощением института организации. Несомненно, чем более многонациональными они становятся, тем с большими трансакционными проблемами они сталкиваются. Однако уже сегодня можно наблюдать компании, которые вплотную подошли к мировому господству (правда, в своей отрасли), что не удавалось сделать ни одному государству.
Государство по своей природе оказывается «менеджером процесса», а для реального экономического успеха, тем более в постиндустриальной среде, субъект социального управления, реализующий правила института организации в своей деятельности, должен быть «менеджером проекта». Успех государственного регулирования в послевоенные годы (третий этап развития МНК) можно считать временным проектом развитых государств по стабилизации социально-экономического положения внутри стран и созданию среднего класса. Создание среднего класса и решение острых социальных проблем на время объединило развитые страны, позволило им на практике сформировать «золотой миллиард». Для этого понадобился короткий период государственного регулирования в его активной форме.
В настоящее время ряд сторонников государственного регулирования пытаются сформулировать некоторые причины, по которым и в глобальном постиндустриальном мире роль государств останется достаточно высокой (5)
Но кроме постоянных апелляций к необходимости противостоять американскому влиянию никаких реальных оснований для оптимизма в отношении данного подвида института организации они не находят. Собственно данное основание как нельзя лучше вписывается в концепцию постиндустриальной минимизации функций национальных государств, в рамках которой у центрального органа власти появляется новая цель — защита и развитие специфической культуры страны. Однако это никак не связано с развитием жестких экономических функций государства, с которыми оно ассоциировалось в прошлом.
В осовремененных условиях быстро меняющейся социальной среды государство объективно хуже хозяйствует, чем компания. Кроме того, его хозяйствование строится на основе недобровольного изъятия средств у населения, чем подрывается энергия рынка как социально-экономического института. Высокие налоги нигде не могут привести к активизации социально-экономического развития. Вместе с тем именно налоги в большинстве случаев остаются главным ресурсом государства как субъекта социального управления.
Расширение экономической активности государства в эпоху глобализации, связанное с принудительным изъятием средств у населения и передачей этих средств «менеджеру процесса», не сможет сегодня сколько-нибудь заметно улучшить жизнь на какой-либо территории. Осознавая это, правительства многих стран начинают использовать проектные схемы управления в социальной и экономической сферах общества.
Заставить бюрократа стать «менеджером проекта» с конкретной датой сдачи и с четко определенной прибыльностью почти невозможно. Сама сущность бюрократической системы государственной власти состоит в постоянном доказательстве своей непреходящей, «непроектной» значимости. Образ жизни и образ мысли государственного служащего всегда ориентированы на активную самозащиту с выработкой для этого плохо фиксируемых и контролируемых критериев своей эффективности. Однако попытки превратить традиционное чиновничество в некую проектную структуру сегодня активно предпринимаются. Наверное, наиболее успешными попытками подобного рода стали проекты, реализуемые в развитых странах в инфраструктурных отраслях по модели «партнерства государственного и частного секторов» (private public partnership — PPP). Данная модель позволила использовать принципы проектного инвестирования с четким распределением ответственности между частными корпорациями и государством в самых различных отраслях (дорожном хозяйстве, железнодорожном транспорте, водоснабжении, энергетике, здравоохранении и даже охране правопорядка) (6)
С подобного пода проектными инициативами может связываться успешное развитие государственных функций в постиндустриальную эпоху, однако это совсем новый, только набирающий силу процесс, и оценить его возможности и перспективы сегодня достаточно трудно.
Запуск национальных проектов в России в этом плане отражает общемировую тенденцию. И хотя проектами в полной мере их можно назвать с достаточной долей условности, само использование проектных терминов и проектных схем государственного менеджмента представляется принципиально важным. Первоначальные успехи национальных проектов явно добавят энергии в развитии данного инструмента социального управления. По всей видимости, в ближайшей перспективе тенденция к превращению части государства в проектную структуру заметно усилится.
Следует обратить внимание на то, что МНК в своей деятельности значительно раньше стали использовать проектные структуры. Они уже давно сократили временные параметры трудоустройства работников и в этом плане как субъекты социального управления смогли раньше получить результаты от использования института организации в его проектном воплощении. Сила МНК в конкуренции с национальными государствами во многом определяется именно данными обстоятельствами.
Видимо, осознавая подобную ситуацию, государства все в большей степени будут избирать две возможные позиции: одни будут активно противостоять деятельности МНК, другие будут стараться находить с ними относительно удачные для себя способы существования. Понятно, что к последним будут в первую очередь относится государства, работающие на развитых территориях. В Европе, Америке и Японии этот процесс уже начался. Государства активно сближаются, по крайней мере, в «личном» плане с МНК. Так, американский специалист в области экономической социологии Ричард Мур пришел к выводу, что границы между правительством США и МНК становятся все более расплывчатыми. Высшие государственные чиновники постоянно ротируются между правительственными постами и влиятельными позициями в частном секторе. По мнению Мура, свободная торговля, дерегулирование, приватизация и либеральные реформы как неотъемлемые компоненты глобализации, являющиеся одновременно основой неолиберальной революции, инициированной Р. Рейганом и М. Тэтчер, ведут к трансформации глобальных компаний в корпорации-государства, которые рано или поздно сформируют правящую элиту, призванную управлять и государством и частным бизнесом. (7)
Конечно, вряд ли в ближайшем или отдаленном будущем люди будут жить в «Кока-Колии» или «Газпромии», однако отношения между индивидом и обществом в постиндустриальную эпоху будут радикально изменяться. Если ранее на макро-социальном уровне функционировало только национальное государство, то сегодня вертикальные отношения индивида с высшими проявлениями общественной реальности становятся двуедиными:
1. отношение «индивид-государство»;
2. отношения «индивид-корпорация».
В этой ситуации не совсем ясно, как распределятся силы и функциональные сферы ответственности двух воплощений института организации. В особенности это касается социальной политики. Но, так или иначе, человек в будущем будет удовлетворять значительно меньше своих потребностей с помощью государства. МНК из объекта экономического управления становятся полноценным объектом социального управления. Как и правительство государства, высшее руководство МНК активно используют организационные и рыночные методы управления, активизируют свои социальные функции и влияние на самые разные общественные процессы.
Ссылки
1. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. — М., 2005. — С. 123-139.
2. Wellman B. Physical Place and CyberPlace: the Rise of Networked Individualism // International Journal of Urban and Regional Research. — April 2,1998.
3. Granovetter M. Getting a Job: A Study of Contacts and Carriers. — Chicago, 1995. — P. 7-11
4. Коуз Р.Г. Природа фирмы: истоки // Природа фирмы / Пер. с англ. — М., 2001. — С. 60
5. См. Алиев Р. К дискуссии об эволюции социально-экономической роли государства в условиях глобализации // Российский экономический журнал. — М., 2005. — N3. — С. 88-92.
6. См. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Российский экономический журнал. — М., 2004. — N9-10. — С. 41-52.
7. Moore R.K. Evolution of capitalism: from competition to elite tyranny, by way of Wall Street. Achieving a Liable, Peaceful World. — http://cyberjournal/org./cj/rkm/alpw/c3.htlm
Барков С. А., к.соц.н., доцент МГУ
Источник — VIPERSON
© Территория корпоративной культуры, 2017—2022
© Imagology.ru, разработка, 2011