Главное воздействие на производительность труда оказывают не условия труда сами по себе, а внимание к персоналу. Т. Питерc, Р. Уотермен
ТКК
» » » Корпоративное бессознательное

Корпоративное бессознательное 
для печати



Любой человек, который работал в фирме или корпорации, хорошо знаком с явлением «бессознательного компании», хотя может и не подозревать об этом. Всё то, что мы замечаем на работе в новой организации: особенности поведения отдельных людей или целых групп работников, особый лексикон, одни и те же процессы и процедуры, повторяющиеся изо дня в день…, — и есть корпоративное бессознательное.

Эдгар Шейн определяет это понятие, как: «глубинный уровень основополагающих предположений и убеждений, разделяемых членами организации, которые действуют бессознательно и определяют в основном «принятый без обоснований» привычный способ воспринимать и оценивать себя и среду».

Бессознательными мотивами могут объясняться те действия и поступки, которые мы совершаем, и чувства, которые мы испытываем, будучи частью организации, не имея при этом обоснованной, озвученной или хотя бы выраженной словами осознанной мысли о том, почему мы это делаем.

В традиции психоаналитического подхода к организации это явление принято называть «неосознаваемым знанием», когда все действуют в соответствии с какими-либо глубинными положениями компании, но они настолько глубоко, что их невозможно озвучить или обсудить. А если что-то невозможно озвучить словами – то невозможно понять истинных причин успехов или неудач тех или иных процессов в организациях. Также, это значит, что какая-то немалая часть организационной жизни скрыта от осознанного восприятия и внимания ее сотрудников, руководителей и владельцев.

Откуда берется «Корпоративное бессознательное» и зачем нужно организациям

Бессознательное — ключевое понятие психоанализа, позаимствованное позже специалистами из организационного консультирования и смежных сфер. «Сиамский близнец» бессознательного — понятие вытеснение. Вытеснение — это защита от каких-либо, угрожающих психологическому благополучию, явлений; срабатывает как цензор. Каждому сотруднику как большой корпорации, так и маленькой компании, знакома ситуация цензурирования.

Корпоративная цензура может относиться не только к принятым методам выполнения работ, но и поведению, внешнему виду и даже эмоциональному состоянию или личным особенностям сотрудников, поощряя «угодное» и избавляясь от «неугодного». Так — культивируя определенные практики и отрицая идеи, противоречащие генеральной линии, — организация, как любая система, поддерживает стабильность. В некоторых компаниях поддержание единомыслия и веры в несокрушимость организации цензурирует возможную критику со стороны сотрудников и вытесняет даже оценку рисков.

Психоаналитики напоминают, что вытесненные идеи не исчезают бесследно, а ищут воплощения в различных формах, требуя удовлетворения, которое они не получают из-за работы цензуры сознания. Даже то, на что компания «закрывает глаза», продолжает существовать и влиять на происходящее.

Коллективное и корпоративное бессознательное

Необходимо различать коллективное и корпоративное бессознательное. Термин «коллективное бессознательное» введен Карлом Юнгом и подразумевает универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей.

Термин «социальное бессознательное» (Фромм, Хоппер) отражает возможность и необходимость работы с бессознательными процессами в коллективе и подразумевает социальные фильтры, не дающие определенным элементам жизни общества достичь сознания большинства его членов. В понимании Эриха Фромма социальный фильтр состоит из таких частей, как язык, логика и социальные табу, которые не позволяют определенным переживаниям достичь сознания. Рассматривая социальную систему, социальное (или ассоциативное) бессознательное можно представить, как сеть идей и чувств, которая лежит в основе и являет собой то, что можно назвать скрытым порядком вещей.

Представление о «корпоративном бессознательном» развивается командой Тренинг-Бутика. В наших исследованиях мы делаем акцент не только на представлении о неосознанной жизни компании, но и на инструментах «доступа» к этим представлениям (например, «скрытая повестка»).

Если допустить, что вышеуказанные термины можно выстроить по масштабу «общества», к которому они могут относиться, то последовательность выглядела бы так:

  • коллективное бессознательное [категория общечеловеческая]
  • социальное бессознательное [конкретное общество]
  • и затем корпоративное бессознательное [конкретная организация]

Как познакомиться со своим «корпоративным бессознательным»

Это непростая задача.

Чем больше усилий мы прикладываем, чтобы направить прожектор своего сознания на проблемную или неизведанную область, тем больше она стремиться защититься в глубинах бессознательного…

Соприкоснуться с «корпоративным бессознательным» можно с помощью различных методов, обнаруживающих скрытую динамику, «правила игры», принятые в коллективе, черты социального или корпоративного характера, а также позволяющих увидеть, как это влияет (помогает или препятствует) на деятельность.

Давно практикуемая психоаналитиками техника  — свободные ассоциации. Если нельзя пройти напрямую, можно столкнуться с проявлениями бессознательного «как бы случайно». Всё, что для этого нужно, – это создать атмосферу доверия и свободного высказывания и помочь участникам на секунду отвлечься от уже известного, написанного в инструкции, сознательно вербализированного и записанного в корпоративном кодексе. Используются специальные проективные и рисуночные техники, задействующие непривычные для большинства сотрудников компаний типы мышления, позволяющие вывести на поверхность то, что существует в глубинных слоях в несловестной форме.

Отличительной особенностью этих техник является использование ресурса группы, так как только коллективная работа открывает доступ к корпоративному бессознательному (в отличие от индивидуального). «То, что доступно группе, не доступно ни одному из её членов по отдельности», — гласит одно из правил такой работы.

Многолетний опыт организационных специалистов и организационных психоаналитиков помогает сотрудникам компании сначала обнаружить глубинные установки, которыми они руководствуются в корпоративной жизни, а затем и вербализовать их. Что означает, сделать доступными для осознания и дальнейшей работы.


Авторы: Марк Кукушкин, Наталья Зуйкова

Источник: Корпоративная культура: классика и современность




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии: Оставить комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.